МОУ "СОШ №35 с УИОП" г. Воркуты
г. Воркута, Республика Коми
  • Адаптация несовершеннолетних иностранных граждан

    Цели деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах: 

    1. принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности; 
    2. принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде); 
    3. принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры); 
    4. принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами); 
    5. принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан); 
    6. принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
    7. принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации; 
    8. принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде; 
    9. принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур); 
    10. принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата). 

    Направления деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    1. работа с педагогическим коллективом; 
    2. индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан; 
    3. работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.

    Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    1. создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах; 
    2. осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы; 
    3. расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций; 
    4. издание локальных нормативных актов: 
    • приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
    • приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;
    • приказ о дневнике сопровождения обучающихся и др

    Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан:

    1. организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного; 
    2. ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы; 
    3. разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и  макросреде; 
    4. организация мероприятий для родителей (законных представителей); 
    5. проведение систематических мероприятий для обучающихся,  направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.

    Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан

    Работа психолого-педагогического консилиума: 

    1. оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан; 
    2. организация психолого-педагогического консилиума (далее - консилиум); 
    3. Консилиум, одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93); 
    4. включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе; 
    5. анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося; 
    6. разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося; 
    7. осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка; 
    8. организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план; 
    9. ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.

    Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план

    1. обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан.
    2. построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП); 
    3. включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.; 
    4. организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества. 

    Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан

    1. повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.; 
    2. профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан; 
    3. повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации. 

    Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Задачи педагогов:

    1. Оценка особых образовательных потребностей;
    2. Реализация мер по индивидуальной поддержке;
    3. Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
    4. Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
    5. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия. 
    6. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков. 
    7. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации. 
    8. Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений. 
    9. Работа с родителями. 
    10. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.

    Информационный портал для семей, имеющих детей с миграционной историей, проживающих на территории Российской Федерации "Семейный путеводитель"

    «Семейный путеводитель» направлен на культурную и языковую, психологическую адаптацию, социализацию и интегрирование семей с миграционной историей в российское общество. 

    Приобщение к духовно-нравственным ценностям Республики Коми, сохранение и укрепление института семьи и детства, психолого-педагогическая помощь семье и несовершеннолетним обучающимся являются содержанием информационного портала.

    Федеральные документы

    Региональные документы

    Информационные и методические материалы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie